В статье «Рекомендации по построению процесса учета материалов» мы советуем делить все материалы, поступающие в клинику на дорогостоящие и недорогостоящие (дешевые). От типа материала зависит процедура его перемещения с центрального склада на дополнительные. Дешевые материалы, направленные на дополнительные склады, автоматически списываются в производство. Дорогостоящие материалы (имплантология, ортодонтия) списываются не при перемещении, а непосредственно при оказании услуг или вручную.
Чтобы врачу не приходилось вручную после каждого приема указывать количество использованного дорогостоящего материала, можно настроить нормы списания, сопоставив материал с определенной услугой из прейскуранта. Например, услуга называется «Установка имплантата Х», а материал — «Имплантат Х». Тогда списание этого материала будет происходить при выставлении счета пациенту. О списании материалов во время приема читайте здесь.
Чтобы задать нормы списания, перейдите в «Настройки» → «Справочники» → «Материалы» → «Нормы списания» (1).
Найдите услугу, для которой вы хотите установить расход материала (2). Чтобы быстрее найти нужную услугу, можно воспользоваться строкой поиска. Щелкните по услуге один раз и нажмите на кнопку «+» — «Добавить материал» (3). В открывшемся окне выберите материал из списка дорогостоящих (4) и нажмите «ОК» (5). Либо просто щелкните по материалу дважды.
Укажите норму расхода материала (6). Имплантаты и брекет-системы обычно расходуются 1:1, поэтому «Норма по умолчанию» — 1. Лучше всегда указывать целое число, иначе будет сложнее работать с отчетами.
Вы можете добавить для списания не один материал, а несколько, и для какого-то материала указать, что его можно не использовать во время приема. Для этого поставьте галочку (7) «Возможность не использовать материал в наряде» (ВН). Тогда врач сможет исключить списание этого материала из счета.
Если же вы планируете использовать какой-то материал в разных объемах в зависимости от ситуации, вы можете установить галочку (8) «Возможность изменения значения расхода в наряде» (ВИ). Если разрешить эту возможность, а поле «Норма по умолчанию» оставить пустым, врач будет обязан при каждом приеме указывать расход вручную.
Вы можете добавить нормы списания не только для конкретного материала, но и сразу для группы взаимосвязанных материалов с аналогичными характеристиками, а затем из этой группы врач сможет выбирать наиболее подходящий для лечения пациента материал.
В справочнике «Нормы списания» найдите услугу, для которой вы хотите задать нормы списания (1), щелкните по ней один раз и нажмите на кнопку «Добавить группу материалов» (2) (изображение знака «+» и папки). Дайте название группе материалов (3), а затем нажмите на «+» (4) рядом с названием и выберите нужное количество аналогичных материалов. Укажите нормы списания для всех материалов сразу (5) (в поле рядом с названием группы материалов) или для каждого отдельно (6). Здесь вы также можете отметить галочками (7) возможность не использовать материал в работе (ВН) или изменять его количество (ВИ).
Чтобы быстрее заполнить списания материалов для всех услуг, нормы можно скопировать. Настроив нормы списания для одной услуги, нажмите по ее названию правой кнопкой мыши → «Копировать». Далее нажмите правой кнопкой мыши по услуге, для которой еще не настроены нормы списания, → «Вставить».
В справочнике «Нормы списания» есть фильтр, позволяющий отделить услуги для которых уже указаны нормы расхода материала, от тех, для которых они еще не указаны.