По закону клиники в России передают медицинские данные в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), в частности, в ее подсистему — Федеральный реестр электронных медицинских документов (РЭМД). Основание: Постановление Правительства РФ от 09.02.2022 N 140 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения».
Из IDENT можно передавать информацию о случаях обслуживания в РЭМД ЕГИСЗ. Каждый случай обслуживания нужно подписывать двумя электронными подписями: врача и клиники.
Интеграцию можно настроить, если в вашем тарифе есть модуль ЕГИСЗ. Он доступен в тарифах «Начни!» (с 26.09.2024), «Стандарт», «Смарт» и «Максимум». В разделе «О программе» можно узнать, какие модули подключены. Чтобы подключить модуль, обратитесь в техподдержку IDENT.
Данные отправляются по схеме: IDENT → N3.Health → ЕГИСЗ.
Прежде чем начать передавать данные в ЕГИСЗ, клинике нужно подготовиться.
Шаг 1. Внести данные в ФРМО и ФРМР
Первое — нужно зарегистрировать клинику в Федеральном реестре медицинских организаций (ФРМО) и внести данные врачей Федеральный регистр медицинских работников (ФРМР).
➡ Регистрация в ФРМО через Госуслуги
При настройке интеграции с ЕГИСЗ понадобится идентификатор из ФРМО и для каждого врача в IDENT нужно будет указать должность и специальность врача из ФРМР.
Шаг 2. Заключить договор с N3.Health
Вторым шагом клиника заключает договор с N3.Health и получает доступ к сервису ИЭМК.
N3.Health (ООО «ЭлНетМед») — это официальный оператор передачи данных в ЕГИСЗ.
ИЭМК (Интегрированная электронная медицинская карта) — сервис N3.Health.
Клиника получает от N3.Health письма и СМС с данными, которые понадобятся для настройки интеграции с IDENT:
- Данные для установки ViPNet Client — письмо со ссылкой и СМС с паролем;
- GUID (авторизационный токен);
- idLPU (идентификатор медицинской организации);
- Токен Eventlog API.
Шаг 3. Обеспечить врачей электронными подписями
Перед отправкой в ЕГИСЗ каждый случай обслуживания нужно подписывать двумя квалифицированными электронными подписями: от врача и от клиники. Юридически значимый электронный документооборот невозможен без КЭП.
❗ Чтобы подписать случай обслуживания за клинику, можно использовать КЭП врача (физлица) или клиники (юрлица).
Чаще всего, если клиника работает с электронным документооборотом, КЭП юрлица уже есть. Но только подписи клиники недостаточно. Нужна еще КЭП врача как ответственного за лечение.
❗ Если директор клиники — врач, в своих случаях обслуживания он может использовать только подпись юрлица.
Врачам нужно получить квалифицированные электронные подписи. Их выдает удостоверяющий центр, аккредитованный Минкомсвязи России.
➡ Список аккредитованных удостоверяющих центров, в которых можно получить подпись медицинского работника, можно скачать с сайта Минцифры.
❗ В списке указаны только юридические адреса центров, но у них есть партнеры во многих городах России. Можно сначала найти в интернете удобную компанию, выдающую КЭП, а потом проверить, что она сотрудничает с аккредитованным центром из списка.
КЭП ставится на электронных документах с помощью специальной программы — криптопровайдера «КриптоПро CSP» или ViPNet CSP.
➡ Подробнее о КЭП для клиник и о том, как их получить, — читайте в статье N3.Health «Электронная подпись для медицинской клиники — как получить и для чего нужна».
Шаг 4. Настроить интеграцию с N3.Health в IDENT
На компьютер главврача нужно установить программу ViPNet Client. Это нужно, чтобы организовать зашифрованный канал для безопасной передачи данных. После этого можно настроить интеграцию в IDENT.
С установкой ViPNet Client и настройкой интеграции может помочь техподдержка IDENT.
Для настройки интеграции понадобятся:
- Программа IDENT под учетной записью сотрудника с доступом к «Настройке интеграций».
- Идентификатор из ФРМО.
- Данные для интеграции, которые прислали N3.Health.
➡ Включить интеграцию вы можете и самостоятельно по инструкции.
Шаг 5. Организовать рабочий процесс
Кроме технической подготовки, прежде чем подключаться к ЕГИСЗ, необходимо настроить процессы внутри клиники. Врачи будут точно знать — что, когда и как они должны отправлять, а администраторы — какие документы обязательно спрашивать у пациентов.
Рассказываем, как построен рабочий процесс в IDENT.
Добавить в IDENT необходимые данные врачей и настроить права доступа
Руководитель один раз заполняет в карточке каждого врача обязательные для ЕГИСЗ поля:
- имя как в паспорте,
- СНИЛС,
- специальность из ФРМР,
- должность из ФРМР.
❗ Обязательно выбирать в карточке сотрудника специальность и должность как указано в ФРМР, иначе после попытки отправки случай обслуживания вернется с ошибкой.
➡ Управление сотрудниками
Также директор настраивает права доступа врачей: при необходимости выдает права «Может утверждать и подписывать свои случаи обслуживания», «Может утверждать и подписывать случаи обслуживания всех врачей», «Может подписывать документы за клинику».
➡ Права доступа: Амбулаторная карта
Добавить данные пациентов
Администраторы вносят необходимые для ЕГИСЗ данные в карточки пациентов:
- номер медкарты (присваивается автоматически, когда пациент приходит в клинику, если у вас не отключена эта настройка),
- имя как в паспорте,
- дату рождения,
- пол,
- СНИЛС.
Необходимые поля в карточке выделяются иконкой предупреждения .
Печатать согласия на передачу персональных данных
Администраторы собирают согласия пациентов на передачу персональных данных в ЕГИСЗ.
➡ Печать документов для пациента
➡ Редактирование шаблонов документов
➡ Пример согласия на передачу персональных данных в ЕГИСЗ в Google Документах
❗ Если пациент отказался от передачи своих данных в ЕГИСЗ, в его карточке нужно поставить галочку «Отказ от ЕГИСЗ». Тогда его случаи обслуживания нельзя будет отправить в ЕГИСЗ.
Заполнять случаи обслуживания
Врачи заполняют информацию о случае обслуживания по каждому приему. Диагноз должен быть связан с кодом по МКБ-10.
❗ В ЕГИСЗ отправляются только диагнозы.
Подписать случай обслуживания электронной подписью врача
Есть два варианта.
Если у лечащего врача есть электронная подпись, он сам подписывает случай обслуживания после завершения приема и заполнения информации. Для этого врачу нужно право доступа «Может утверждать и подписывать свои случаи обслуживания».
Если у врача нет электронной подписи и главврач подписывает от своего имени случаи обслуживания других врачей, то после заполнения случая обслуживания врач отправляет его на проверку, а главврач в разделе «Проверка историй болезни» — утверждает и подписывает. Главврачу нужно право доступа «Может утверждать и подписывать случаи обслуживания всех врачей».
Подписать случай обслуживания электронной подписью клиники и отправить в ЕГИСЗ
После того, как случай обслуживания подписан врачом, его нужно подписать электронной подписью за клинику в разделе «Проверка историй болезни». Это может делать сотрудник с правом доступа «Может подписывать документы за клинику». После подписи за клинику случай обслуживания отправляется в ЕГИСЗ.
Для соблюдения постановления Правительства необходимо отправлять данные по каждому случаю обслуживания в течение одного рабочего дня после приема. Выходные не учитываются.
Исправление ошибок
IDENT не даст отправить случай обслуживания, если в программе не заполнены все необходимые для ЕГИСЗ данные:
- Диагноз в случае обслуживания с кодом по МКБ-10.
- В карточке пациента: номер медкарты, фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, СНИЛС.
- В карточках врача и главврача: фамилия, имя, отчество, СНИЛС, должность и специальность из ФРМР.
Нельзя отправить случай обслуживания, который создан вручную и не привязан к приему.
Нельзя изменить случай обслуживания, который принят ЕГИСЗ.
После отправки случая обслуживания проверяется соответствие данных врача, главврача и пациента в IDENT и в ЕГИСЗ.
Если что-то не так, в IDENT случай обслуживания перейдет в статус «Отклонен N3.Health» или «Отклонен ЕГИСЗ» и вы сможете посмотреть текст ошибки.