По закону 54-ФЗ в стоматологиях используются онлайн-кассы. Информация о платежах передается оператору фискальных данных (ОФД) с находящегося в онлайн-кассе фискального накопителя (ФН). ОФД хранит данные и по необходимости предоставляет Федеральной налоговой службе (ФНС).
В России работает более 10 разных ОФД, среди стоматологий наиболее распространены СБИС, Контур, Эвотор (Платформа О-Ф-Д), 1-ОФД. СБИС и Контур — это операторы электронного документооборота, у которых после выхода закона об онлайн-кассах появились свои ОФД. Часто в клиниках работают с ОФД от своего оператора электронного документооборота.
Пациенту обязательно предоставляется чек (54-ФЗ). Есть два способа: отдать напечатанный или отправить электронный. Электронные чеки имеют такую же юридическую силу, как и напечатанные. Главное, чтобы пациент получил чек, а налоговая — информацию о платеже. За ненаправление электронного чека, как и за невыдачу бумажного, юридическое лицо может получить предупреждение или штраф (п. 6 ст.14.5 КоАП).
По закону перед отправкой электронного чека нужно получить согласие пациента. Фактически согласием является предоставление пациентом его почты или номера телефона. Чтобы все было юридически корректно, стоит включить в договор пункт о согласии на получение электронных чеков.
Как устроена отправка электронных чеков
Этап 1. Администратор → IDENT → фискальный накопитель
При расчете пациента, внесении или изъятии денежных средств в IDENT администратор выбирает способ оплаты. Если выбрана основная касса или безналичный расчет, то становится активным поле «ККМ». В выпадающем списке видны все подключенные регистраторы. Для каждого из них можно:
- напечатать чек;
- напечатать чек и отправить его копию пациенту на телефон;
- напечатать чек и отправить его копию пациенту на почту;
- отправить на почту;
- отправить на телефон.
Варианты отправки чека доступны, если в карточке пациента указаны электронная почта или мобильный телефон. Отправка чека по номеру телефона — это не обязательно отправка СМС. ОФД может так же направить чек в один из мессенджеров: Viber или VK. ОФД самостоятельно решает, куда направить чек, выбрать способ получения невозможно.
Если вы не хотите отправлять чеки по номеру телефона, так как это может быть дорого, обратитесь в техподдержку IDENT. Мы отключим вам эту функцию, и администратор не сможет случайно отправить чек пациенту по номеру телефона. Можем отключить и возможность отправки чеков на почту.
Когда администратор проводит оплату в IDENT с использованием ККМ, информация о платеже записывается на фискальный накопитель (ФН) с помощью программы «Драйвер ККМ». Программу выпускает поставщик кассы.
На этом этапе за передачу данных отвечает IDENT.
Этап 2. Фискальный накопитель → ОФД
С фискального накопителя информация об операциях отправляется в ОФД. Это происходит уже без участия IDENT.
Этап 3. ОФД → пациент
ОФД отправляет электронные чеки пациентам. Для этого должны быть выполнены следующие условия:
- информация о платежах поступает в ОФД;
- в личном кабинете ОФД включена отправка чеков;
- положительный баланс в личном кабинете ОФД, если отправка сообщений у него тарифицируется.
Отправка чеков по номеру телефона у ОФД всегда платная. По почте — дешевле или бесплатно.
Как проверить, отправляются ли чеки
Чтобы убедиться, что чеки отправляются, или определить ошибку и понять, к кому обращаться, проверьте работу на каждом из трех этапов.
Записывается ли информация на фискальный накопитель
- Проверьте, корректны ли контакты пациента в карточке: электронная почта или телефон, на которые отправляется чек.
- Провели ли оплату в IDENT с использованием ККМ, выбрав способ отправки чека.
Если на этом этапе возникла ошибка, обратитесь в техподдержку IDENT.
Отправляются ли фискальные данные к ОФД
С фискального накопителя к ОФД данные отправляются без участия IDENT, но в программе можно проверить, происходит ли отправка.
Для этого зайдите в «Касса» → «Состояние интеграции с ККМ». Зеленая полоса значит, что все работает. Желтая полоса значит, что есть предупреждения (1). Если данные не передавались ОФД, под названием кассы отображается оповещение «Непереданные ФД», количество неотправленных чеков и дата, начиная с которой не происходит отправка (2).
Можно нажать на кнопку с изображением шестеренки (3) и перейти в «Настройки интеграции с ККМ».
Если навести курсор на восклицательный знак в столбце «ОФД», появится всплывающая подсказка с информацией о непереданных данных.
А если навести курсор на название кассы, появится подсказка, в которой указано имя ОФД.
Если данные не отправляются к ОФД, обратитесь к кассовому технику.
Отправляет ли ОФД электронные чеки пациентам
Если ОФД получает чеки, то дальше проверять нужно уже личный кабинет ОФД. Там можно найти список чеков. А у некоторых ОФД — узнать, был ли отправлен чек и каким способом.
В личном кабинете ОФД проверьте:
- Включена ли отправка электронных чеков клиенту.
- Есть ли деньги на балансе для оплаты отправки чеков.
По вопросам на этом этапе обратитесь в техподдержку ОФД. У IDENT нет доступа к данным клиники у ОФД. Поэтому через IDENT не получится проверить, отправляет ли ОФД чеки.