Настройка норм списания

В статье «Рекомендации по построению процесса учета материалов» мы уже говорили о том, что советуем делить все материалы, поступающие в клинику на дорогостоящие и недорогостоящие (дешевые). От типа материала зависит процедура его перемещения с центрального склада на дополнительные. Дешевые материалы, направленные на дополнительные склады, автоматически списываются в производство. Дорогостоящие материалы (имплантология, ортодонтия) списываются не при перемещении, а непосредственно при оказании услуг или вручную. 

Вы можете обязать врача вручную после каждого приема указывать количество потраченного материала. Но чтобы упростить работу врача, можно настроить нормы списания, сопоставив материал с определенной услугой из прейскуранта (например, услуга называется «Установка имплантата Х», а материал — «Имплантат Х»). Тогда списание этого материала будет происходить при выставлении счета пациенту. О списании материалов во время приема читайте здесь

Чтобы задать нормы списания дорогостоящих материалов, перейдите в «Настройки» → «Справочники» → «Материалы» → «Нормы списания» (1).

Найдите услугу, для которой вы хотите установить расход материала (2) (чтобы быстрее найти нужную услугу, можно воспользоваться строкой поиска), щелкните по ней один раз и нажмите на кнопку «Добавить материал» (3) (изображение знака «+»). В открывшемся окне выберите материал из списка дорогостоящих (4), щелкните по нему один раз и нажмите «Ок» (5) (либо просто щелкните по материалу дважды).

Укажите норму расхода материала (6). Имплантаты и брекет-системы обычно расходуются 1:1, поэтому «Норма по умолчанию» — 1. Лучше всегда указывать целое число, иначе будет сложнее работать с отчетами.

Вы можете добавить для списания не один материал, а несколько, и для какого-то материала указать, что его можно не использовать во время приема. Для этого поставьте галочку (7) «Возможность не использовать материал в наряде» (ВН). Тогда врач сможет исключить списание этого материала из счета.

Если же вы планируете использовать какой-то материал в разных объемах в зависимости от ситуации, вы можете установить галочку (8) «Возможность изменения значения расхода в наряде» (ВИ). Если разрешить эту возможность, а поле «Норма по умолчанию» оставить пустым, врач будет обязан при каждом приеме указывать расход вручную.

Если вы не отметили ни «Возможность не использовать материал в наряде» (ВН), ни «Возможность изменения значения расхода в наряде» (ВИ) (если нужно, можно установить и обе галочки), то ВСЕГДА при оказании выбранной услуги со склада врача будет списываться именно то количество материала, которое указано в «Норме по умолчанию», и врач не сможет изменить расход материала.

Вы можете добавить нормы списания не только для конкретного материала, но и сразу для группы взаимосвязанных материалов с аналогичными характеристиками, а затем из этой группы врач сможет выбирать наиболее подходящий для лечения пациента материал. Перейдите в «Настройки» → «Справочники» → «Материалы» → «Нормы списания».

Найдите услугу, для которой вы хотите задать нормы списания (1), щелкните по ней один раз и нажмите на кнопку «Добавить группу материалов» (2) (изображение знака «+» и папки). Дайте название группе материалов (3), а затем нажмите на «+» (4) рядом с названием и выберите нужное количество аналогичных материалов. Укажите нормы списания для всех материалов сразу (5) (в поле рядом с названием группы материалов) или для каждого отдельно (6). Здесь вы также можете отметить галочками (7) возможность не использовать материал в работе (ВН) или изменять его количество (ВИ).

Для вашего удобства в справочнике «Нормы списания» есть фильтр, позволяющий отделить услуги для которых уже указаны нормы расхода материала, от тех, для которых они еще не указаны.