Особенности интеграции с ККМ: бухгалтерские и юридические

Правки в законе и реализация их в программе

03.07.2016г. вышла новая редакция закона 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа». Теперь чек – это не просто документ, устанавливающий факт уплаты некой суммы. Новый закон объединяет счет и квитанцию в один документ, т.е. по сути, кассовый чек дополняется счетом. Получается, что сумма, которую оплачивает клиент, должна полностью совпадать с суммой счета на услуги, как в магазине.

Однако многие компании, оказывающие услуги, предусматривают для своих клиентов систему авансов и долгов. В частности в стоматологиях у пациента, который проходит длительное лечение, зачастую оплачиваемая сумма не соответствует оказанным в день оплаты услугам (как в плюс, так и в минус). Пациент приходит на прием, ему производят лечение, но у него нет с собой достаточной суммы для оплаты, и врач разрешает принести доплату в следующий раз. В таких случаях мы не можем пробить чек на всю сумму счета за лечение, так как тогда в кассе будет недостача. Очевидно, что придерживаться строгого соответствия один к одному становится достаточно сложно. Но закон обязывает печатать чек каждый раз, как пациент платит деньги.

Единственный, с нашей точки зрения, возможный в данной ситуации вариант печати чека – это прописывать сумму, фактически уплаченную клиентом, и обобщенное наименование номенклатуры «Стоматологические услуги». Программа не отслеживает, за что конкретно была произведена оплата, просто считает, что эта оплата была обязательно произведена за услуги.

В законе не сказано, что названия услуг должны быть детализированы вплоть до минимальных позиций. Обратимся к письму Минфина РФ от 09.06.2017 № 03-01-15/36151: «При этом отмечаем, что Федеральный закон N 54-ФЗ не содержит положений, конкретизирующих требования к реквизиту «наименование товара (работ, услуг)» в кассовом чеке в зависимости от вида и ассортимента товаров (работ, услуг).» Поэтому логично предположить, что наименование номенклатуры всего лишь должно соответствовать вашему ОКВЭДу.

“Непреодолимая сила”

А теперь попробуем разобраться, насколько это соответствует закону. И правильно так делать или нет. И здесь возникают две глобальные проблемы.

Первая проблема состоит в том, что текущий формат данных для ККМ не поддерживает систему авансов. Все кассы, которые можно приобрести на данный момент (июль 2017), не прошиты под новый формат, в котором есть авансы. Программы для интеграции (драйверы и прошивки аппаратов), поддерживающие новый формат, также до сих пор находятся в разработке. Естественно, до появления новых аппаратов мы физически не способны решить эту задачу. Также стоит понимать, что после того, как мы сможем приобрести новый аппарат, потребуется еще некоторое время на разработку.

Но как только мы решим первую проблему, тут же возникнет вторая. С этого момента счета невозможно будет исправить после того, как будет распечатан чек. Если оставить возможность исправления счетов задним числом в IDENT, будут не сходиться суммы по счетчику кассы и по счетчику программы. Под исправлениями подразумеваются все возможные изменения: добавить/изменить/убрать услуги, добавить/убрать скидки. Технически это будет возможно сделать только через полный возврат по этому чеку. Естественно, информация об этом отразится у оператора фискальных данных и поступит в налоговую, что может привлечь внимание последней. Для того чтобы избежать подобных ситуаций, мы, конечно, можем запретить изменять счета в программе, но из-за этого разрушатся несколько бизнес-процессов, в частности:

  1. предоставление скидки задним числом,
  2. составление счета в начале лечения на все позиции с последующей частичной оплатой, который, однако, зачастую не единожды изменяется за время лечения и т.д.

Корректное проведение возвратов и частичной оплаты

Помимо этого пока нет информации о том, как корректно производить возвраты и частичную оплату. Рассмотрим ситуацию, когда пациенту был выставлен счет на 10000 руб. При первом посещении пациент оплатил 6000 руб., а затем отдельно от приема принес 4000 руб. Или он оплатил 6000 руб., а 4000 руб. были у него на авансовом счете. И в этот момент возникает вопрос, надо ли нам печатать чек с услугами на 4000 руб. или нет? И если надо, то какие услуги в нем необходимо указать?

Вот что сказано по этому поводу в письме Минфина РФ от 28.04.2017 № 03-01-15/26349: «Согласно информации, полученной от ФНС России, в случае, если объем и список товаров, работ, услуг невозможно определить в момент оплаты на кассовом чеке (бланке строгой отчетности) указывается аванс и фактически полученные денежные средства.». Однако в нем же сказано, что «настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом.», и присутствует рекомендация обратиться непосредственно в ФНС.

Рассмотрим другой пример. Выставлен счет на сумму 1000 рублей, который содержит в себе 5 позиций. Пациент оплачивает 400 руб. наличными, 300 руб. с помощью банковской карты и 300 руб. остается должен. Затем возникает необходимость вернуть оплату по одной из позиций. Как проводить такой возврат? По какой именно кассе? Или можно произвести перерасчет между возвратом и оставшимся долгом?

К сожалению, ответов на все эти вопросы пока нет. А без этой информации у нас нет никакой возможности корректно реализовать эту систему.

Еще больше вопросов возникает, когда счет был выставлен, оплачен частично, а потом туда решили добавить скидку. Каков должен быть возврат, на всю сумму счета (со скидкой или без) или только на уже оплаченную сумму?

К сожалению, имеющееся на данный момент решение не подходит для использования организациями с общей системой налогообложения. Здесь нас также останавливают вопросы, поставленные выше.

Так как в настоящее время никто не знает, как правильно вся эта система должна быть реализована, нам остается только ждать судебного прецедента. А до этого момента нет оснований считать, что предложенное нами решение противоречит закону.